В связи с фактическим запретом открепительных и допсписков (между прочим, незаконным) встаёт вопрос, какие на этот раз ожидаются механизмы фальсификации. Вбросы крайне маловероятны, «предприятий непрерывного цикла» теперь быть не должно, по 30 открепительных непонятно кому — не выдадут. Понятное дело, что основное нарушение — это предвыборная агитация в московских и федеральных СМИ, через школы и иное применение админресурса, но всё-таки — к чему готовиться?
Попробую предположить, какими способами могут осуществляться подтасовки в этот раз, и предложить варианты противодействия.
1. Огромные списки голосующих на дому, куда будут включать избирателей без их явного желания. Всем добросовестным членам комиссий и наблюдателям следует предотвращать обход домов по таким спискам: требовать отмены выездного голосования, требовать исключения из списка голосующих на дому неправильно оформленных, вычёркивать оформленных с нарушениями (это могут делать только члены комиссий с правом решающего голоса), и даже саботировать обход, будучи участниками выездного голосования. Помните, закон требует, чтобы избиратель явно указал о своём желании проголосовать на дому, и составление списков через собесы — попытка искажения результатов. Эту попытку надо пресекать, причём не бояться того, что зацепки формальные, ведь в данном случае нарушается не только буква закона, но и его дух.
Вот ещё одно соображение, почему такие списки являются нарушением и важным методом борьбы за результат. Один из избирателей, ухажишвающий за больным родственником вдали от дома, обратился за открепительным в УИК, а после отказа — в ТИК. Открепительное ему так и не дали, и он обратился в суд, где получил отказ с мотивировкой «не были предоставлены доказательства, подтверждающие необходимость ухода за больным родственником в течение всего дня голосования». Если суды принимают такие решения в одну сторону, почему нужно верить на слово работникам собеса, которые утверждают, что все избиратели из их списков не имеют возможности проголосовать на участке? Принципиальность против принципиальности.
После президентских выборов я не был уверен, стоит ли считать нарушением подобные списки, ведь в них попадают действительно пенсионеры, и почти все в самом деле рады возможности проголосовать. Сейчас убеждён — это нарушение.
Казалось бы, те 1-2 процента, которые можно набрать таким способом, — это не очень много. Нет, именно на этих выборах этот процент может иметь принципиальное значение.
2. Выдача бюллетеней «налево» и многократные голосования. Механизмы могут быть разные: выдача бюллетеней по второму-третьему разу с записью в допсписок (или на место другого человека), выдача нескольких бюллетеней в одни руки, вынос пачки бюллетеней из помещения участка и последующий вброс по одному (а может, и пачкой — если наблюдать некому). Обязательно нужно следить, чтобы никто не проходил в кабинку без бюллетеня, чтобы бюллетени лежали, с одной стороны, на видном месте, а с другой — были недоступны посторонним.
3. Нарушения при подсчёте голосов. Тут, думаю, всё будет просто: если на участке будет несколько независимых принципиальных наблюдателей (включая добросовестных ПСГ и ПРГ), шансы на нарушения не очень высоки. Просто нужно быть бдительным и требовать соблюдения правил.
4. Переписывание бюллетеней. Самый простой и самый наглый способ. После окончания подсчёта и заполнения УФП протокол не заполняется, либо заполняется, но копии не изготавливаются, либо протокол заполняется с ошибками. Затем председатель уезжает в ТИК, и протокол подменяется по дороге или уже в самом ТИК. Обязательно требовать заполнение протокола, тщательно следить за правильностью заполнения (любая ошибка приводит к тому, что суд отклоняет иск), звонить наблюдателям и ПСГ в ТИК сразу после подведения итогов на участке, провожать председателя до ТИК и там передавать его из рук в руки. Никаких послаблений на этом этапе.
И короткие пункты, о чём не забывать во время работы участка.
- Проверить списки: пометки, количество листов, количество записей на момент открытия участка, допсписок.
- Проверить реестр выездного голосования. Если есть нарушения, перед выездом потребовать их устранить либо отменить голосование, либо, как компромисс, вычеркнуть строки, составленные с нарушениями.
- Следить за бюллетенями: как они передаются членам комиссии, где лежат, не накрыты ли другими бумагами, выдаются ли сторого по одному.
- Следить за паспортными данными избирателей. Прописка в Москве, соответствие её участку. Достаточно выборочного контроля, если случилась «ошибка» — контроль ужесточить.
- Следить за записью в книги. Строго одна запись за один бюллетень. Никаких записей в отсутствие потока людей. Любой случай, когда человека посылают к допсписку, тщательно контролировать.
- Следить за урнами.
- Следить за тем, как избиратели проходят по участку. Если человек заходит в кабинку, минуя процесс выдачи бюллетеня, — ловить на входе и требовать показать бюллетень.
- Следить за сортировкой и подсчётом бюллетеней. Обязательно контролировать отметки.
- По возможности, проверять, что бюллетени с этого участка.
- Получить копию первого экземпляра протокола, тщательно проверив на наличие ошибок. При любом отклонении требовать переоформить протокол.
- Проводить председателя до ТИК и передать его в руки ПСГ ТИК.