maksa (maksa) wrote,
maksa
maksa

Categories:

О Тарпищеве, расизме, оскорблениях и обидах

Проблемы расизма в настоящее время не существует. Современная масштабная борьба с «расизмом» (прежде всего, в спорте) всего лишь копирует борьбу с «фашизмом», когда людей преследуют за символику, а не за «милитаристский национализм, антикоммунизм, ксенофобию и шовинизм, мистический вождизм, презрение к выборной демократии и либерализму» (чуть сокращённое определение фашизма из Википедии). Почему это так, я попытаюсь сейчас рассказать.
Начну издалека — с истории, случившейся несколько лет назад. Футболист «Зенита» Роман Широков после матча его команды со «Спартаком» написал в «Твиттере» обращение «Всех хрюшек — с заслуженным поражением». Как отреагировал бы на эту запись любой нормальный человек? Пожал бы плечами: ну, каких-то хрюшек поздравили. Как отреагировало множество спартаковских болельщиков? Они заголосили «Широков нас оскорбил». Не понимая, что оскорбили они себя сами.
Допустим, Широков или кто-то другой сказал бы прямо — «все спартаковские болельщики — хрюшки». Казалось бы, уж тут-то был бы повод оскорбиться: тебя прямо назвали свиньёй. Но давайте задумаемся: а если бы назвали не хрюшкой, а ламантином, секвойей или аргентинцем? Явно какая-то глупость: ламантинами и секвойями болельщики «Спартака» не являются, а аргентинцами, может быть, являются несколько, и что? Ладно, возьмём другие примеры: не хрюшкой, а ленивцем, баобабом или пигмеем. Вроде бы, у этих слов есть какая-то коннотация, иногда негативная. Уже можно начинать оскобляться?
Не будем искать, где начинается куча, а сразу представим себе какие-нибудь действительно страшные оскорбления. Это всё очень индивидуально, так что сами вспомните слова, которые способны вызвать смертельную обиду, а я в качестве примера возьму, скажем, оскорбления «некрофаг», «горбун» и «импотент». Допустим, меня назвали этими словами. Но я не являюсь некрофагом и считаю обвинения в соответствующих деяниях абсурдными, а наличие сутулости и кифоза — объективная правда, на которую обижаться глупо. Что касается третьего пункта, то он сводится к первым двум: либо это чушь, либо всё так и есть, причём оскорбляющие правды всё равно не знают. Обижаться на правду — глупо, на неправду — ещё глупее, а на утверждения, в которых сами оскорбляющие не уверены, — верх глупости.
Есть, правда, такой ещё вариант: когда у человека имеется скрываемый от других недостаток, а о нём начинают публично говорить. Но и этот случай сводится к природе недостатка: зависит ли его наличие от воли человека, как он сам к этому недостатку относится, и так далее. Понятно, что нередко даже абсурдные обвинения эффективно работают, как в том анекдоте про дочь-проститутку. Но это уже другая история, про манипулирование сознанием.
Разобравшись с оскорблениями в общем виде, перейдём к расизму. Наказания за проявления расизма в футболе идут один за другим. Штрафуют и дисквалифицируют за уханье, за баннеры, за бросание бананов. Наиболее вопиющая история — дисквалификация итальянского функционера за фразу про футболистов, которые «вчера едят бананы и вдруг становятся основными игроками „Лацио“».
Все уже привыкли к условностям, которые подразумеваются такими наказаниями. Уханье — это, разумеется, не крик совы, а имитация голоса обезьяны. Демонстрация банана — не намёк на недокормленность, а тонкая ассоциация с той же обезьяной, которая живёт на дереве и питается бананами. Что бананами питаются не только обезьяны, никого не волнует. Что банан — азиатский фрукт и завезён в Африку всего несколько столетий назад, и вовсе мало кто знает. Но современный мир чётко усвоил: банан — это оскорбительное сравнение чёрного человека с обезьяной. Абсурднейшний, но общеизвестный код.
И это только половина ассоциативной цепочки. Продолжаем расшифровку: сравнение человека с обезьяной означает, что он по каким-то критериям находится между обезьяной и человеком. Причём вариант, что среди этих критериев могут быть сила, ловкость, пластичность, выносливость, иммунитет, принципиально не рассматривается. Рассматривается только один аспект: раз человек считается более высокоорганизованным видом, то сравнение с обезьяной может намекать лишь на меньший уровень организованности, на отставание в развитии.
Удивительно то, что сами негроиды почему-то в этой кампании участвуют. Они, как те спартаковские болельщики, принимают выкрики и фрукты на свой счёт, соглашаются с этим нагромождением условностей и подписываются под тем, что сравнение с обезьяной — это не похвала, а оскорбление, что они действительно чем-то схожи с обезьянами и что банан это символизирует. Зачем они в этом участвуют, я не понимаю. Скажи белому человеку «ты обезьяна», он ответит «нет». Скажи чёрному — он оскорбится. Хотя, по-моему, тут явно есть чем гордиться.
Но это всё ерунда. Главное же заключается в том, что все эти уханья, бананы, обезьяны и прочая вакханалия не имеют никакого отношения к расизму. Вообще никакого. Потому что расизм — это теория превосходства одних рас над другими. Не просто превосходства физического или умственного, а идея о господстве одних над другими. И это, в частности, дискриминация; это когда выделяют специальные места в автобусе и отдельные туалеты. А сравнение с обезьяной — максимум хамство, и то очень вряд ли.
Демонстрация банана так же далека от идей господства одной расы над другой, как обзывательства в адрес рыжих. А ведь рыжий цвет волос, согласно исследованиям, заимствован людьми у неандертальцев, которые, пожалуй, антропологически ближе к обезьянам, чем человек разумный, и оказались не в состоянии выдержать конкуренцию с людьми. Но смешнее всего то, что неандертальцы также дали человечеству ген светлой кожи, который закрепился у большей части человечества. А смешение наших предков кроманьонцев с неандертальцами произошло где-то на Ближнем Востоке, и у народов южнее Сахары неандертальских генов нет. Вот вам и близость негров к обезьянам.
И вся эта кампания ФИФА против расизма — чистейшей воды профанация. И такое ощущение, что боссы организации с её помощью отвлекают умы от других проблем. Например, от вопроса, как Катар был выбран местом проведения ЧМ-2022. Ибо других причин, зачем коммерческой организации вкладывать деньги в гигантскую социальную кампанию, не видно.
Поводом к этой записи стала история с Шамилем Тарпищевым, дисквалифицированным Женской теннисной ассоциацией за то, что назвал Винус и Серену Уильямс «братьями Уильямс». Важно тут не то, что Тарпищев лишь подыграл Урганту: «играла Маша Шарапова с одной… с одним из этих» — «братьев Уильямс» — «братьев Уильямс, ну потому что это не поворачивается язык» и далее про телосложение. Важно, что сам факт максимально строгой дисквалификации убедительно показывает, что проблема есть, и шутка Урганта попала в очень больное место. Но раз так, то бороться надо с проблемой, а не с теми, кто над ней подшучивает. Надо провести тесты и либо официально признать сестёр полноправными женщинами и в дальнейшем плевать на все шутки, либо признать их не совсем женщинами и ограничить в правах играть в женских турнирах — и опять же плевать на все шутки. Что, американские зрители потеряют интерес? Ну вот то-то и оно.
И последнее. Назначая годичную дисквалификацию плюс самый крупный из допустимых штрафов, ВТА предстаёт в крайне неприглядном свете. Когда мусульманский мир взбесился в ответ на карикатуры в датской газете, вплоть до разгромов датских консульств, «цивилизованный» мир осуждал агрессию и предлагал отвечать карикатурами на карикатуры. Теперь же, ответив столь несимметрично на шутку, уже «цивилизованная» ВТА предстаёт совершеннейшим дикарём. А ведь темы расы и вероисповедания считаются в современном мире одинаково сакральными, и допустимая реакция на такие шутки должна укладываться в одни и те же рамки. Так что всем, кто поддержал ВТА и сестёр Уильямс, могу только посоветовать пошутить в адрес Тарпищева. Можно даже относительно его цвета кожи, религии или пола.
Tags: позиция, теннис, футбол
Subscribe

  • «Золотой ключ»

    Закончил, наконец, читать «Золотой ключ» Михаила Харитонова. Мощная вещь, вне всяких сомнений. Чем бы ни закончилась.…

  • Ещё о «новой этике»

    Пару лет назад оксфордский философ Джефф Макмэхен говорил о своём коллеге, философе Роджере Скрутоне: «Я не согласен с ним практически по всем…

  • О втором похищении Европы

    Я тоже прочитал популярный манифест Константина Богомолова «Похищение Европы 2.0», и мне есть что сказать относительно этого текста. Очевидно, в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 98 comments

  • «Золотой ключ»

    Закончил, наконец, читать «Золотой ключ» Михаила Харитонова. Мощная вещь, вне всяких сомнений. Чем бы ни закончилась.…

  • Ещё о «новой этике»

    Пару лет назад оксфордский философ Джефф Макмэхен говорил о своём коллеге, философе Роджере Скрутоне: «Я не согласен с ним практически по всем…

  • О втором похищении Европы

    Я тоже прочитал популярный манифест Константина Богомолова «Похищение Европы 2.0», и мне есть что сказать относительно этого текста. Очевидно, в…