maksa (maksa) wrote,
maksa
maksa

Categories:

Грузия. Дороги

Фотографии будут потом, сейчас нет времени заниматься ими как следует, так что напишу о дорогах. После Кахетии и Тбилиси ощущения остались противоречивые, и я ждал поездки по трассе E60 до Кутаиси, чтобы познакомиться с дорогами Грузии с заведомо лучшей стороны. Съездив в Кутаиси и назад, я ставлю им твёрдый «неуд».
Поначалу всё было отлично: две полосы в каждом направлении, бетонный отбойник, прекрасное освещение. Потом начались регулярные 70-50-30 с сужением до одной вихляющей полосы в объезд очередного ремонта. Потом освещение пропало, дорога превратилась в обычную двухполоску с постоянными запретами обгона. Временами колёса попадали в огромные лужи, и казалось, что машина готова взлететь: с профилем полотна явно недоработали. В целом эта часть ничем не лучше региональных дорожек.
А на обратном пути получите: участок дороги закрыт, все направляются в объезд по извилистой грунтовке с ямами, заполненными грязью. Видео тут. Вместо минуты езды по скоростной трассе — сорок минут тряски по колдобинам где-то вокруг Тержолы, срыв планов и испорченное настроение. В общем, если будете планировать автомобильное путешествие по Грузии, исходите из того, что дорог там нет, а все расчёты времени на всякий случай умножайте на два.
Я вижу три варианта автопоездок по этой стране. Либо наплевать на знаки и разметки, а заодно на безопасность собственную и окружающих (прежде всего, пешеходов), и ездить бысто. Либо делегировать это местному водителю, заодно переложив на него все проблемы со штрафами и возможными инцидентами. Либо ездить, абсолютно никуда не спеша, рассчитывая на среднюю скорость не выше 40 км/ч.
Последовательность знаков 70-50-30 характерна не только для ремонта дороги — они обрамляют почти любой пешеходный переход у школ и не только, сопровождаемые обычно знаком «Неровная дорога» и «лежачим полицейским». Неровность (если она не демонтирована полностью или частично) можно проходить и на сорока, если вам не жалко подвеску, но местные джигиты предпочитают оттормаживаться до 5-10 км/ч. Ограничения в 40-50 км/ч ставятся на извилистые участки, которых в силу особенностей рельефа немало, а в населённых пунктах действует лимит 50 км/ч. Дорога от Сигнахи до Телави, к слову, — сплошное чередование ограничений в 50 и 30: один населённый пункт кончается — сразу начинается другой, и в каждом полно важных пешеходных переходов.
Разметка где-то есть, где-то она даже выполнена светоотражающим материалом, а где-то её нет совсем, и тогда при свете фар встречных машин задача удержаться на своей полосе становится очень непростой. По краям может быть хорошая обочина, может быть плохая, могут оказаться кусты или дома, а может и противоливневый канал. В какой-то момент покрытие может полностью исчезнуть, как по дороге на Ахалцихе, и тогда придётся трястись на грунтовке без разметки и надеяться, что колесо не попадёт в случайную яму.
Про движение особо добавить нечего. Тут никто не носится на ста пятидесяти, но проехать на 80-90 по участку, где ограничение 50, а то и 30, — это запросто. Знак «Обгон запрещён» и сплошная полоса игнорируются полностью, как и разрешения на поворот из той или иной полосы: могут и из крайней левой поехать прямо и из второй уйти налево. Полосы? придерживаться не принято: если их две, то водители предпочитают ехать посередине, ведь справа возможны запаркованные машины и выставленные на дорогу мусорные баки, а левую будут использовать встречные для обгона. И если между двумя полосами можно втиснуться, это непременно кто-то сделает.
Пешеходов не пропускают даже на переходах в населённых пунктах, но они и не спешат пользоваться своим правом прохода. Зато норовят перейти дорогу там, где перехода нет.
В городах полно стихийных парковщиков. Дядечки в возрасте надевают яркий жилет, берут в руки обмотанную изолентой палку и начинают «помогать» выезжать с диагональной парковки на дорогу. Естественно, требуют денег за свои услуги. В Мцхете на парковке местный контролёр уверял, что она бесплатна, хотя надпись на грузинском с упоминанием одного лари была хорошо видна. Естественно, при выезде пришёл требовать денег. Врал, видимо, для того, чтобы не уехали в город парковаться бесплатно.
Ещё одна особенность местных дорог — надписи на указателях. Встречается вам коричный или синий знак с надписью про достопримечательность или населённый пункт, указатель направо или налево и примечание «50 метров». Или 150. Вы радуетесь, а потом видите ещё один такой же знак, а там уже 2 или 22 километра. А предыдущий был про поворот. Достопримечательности неплохо сопровождаются указателями на больших дорогах, но стоит свернуть на дорожку помельче, и они пропадают — ориентируйтесь как умеете.
Tags: Грузия, Грузия 2015, видео, путешествия
Subscribe

  • К завтрашнему

    Мои любимые цитаты про подготовку учредительного собрания новой организации знатоков. Про организацию процесса в целом: Эксперимент есть…

  • Слоупок в квадрате

    Два года назад я задал вопрос о слоупоках в «Покемон го» на ЧР и был за это потроллен — на тот момент игре было уже почти два года, и она вышла из…

  • О картах

    Поделюсь, пожалуй, одной недавней историей. Где-то в конце прошлого года мне по случаю рассказали один вопрос «Что? Где? Когда?». Игрался он, по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment