maksa (maksa) wrote,
maksa
maksa

Categories:

Статистика

После публикации официальных данных о смертности в Москве в апреле 2020 года я первым делом посмотрел, насколько реальное превышение смертности больше, чем официальные цифры смертности от коронавируса. Получилось, что в три раза (1980 против 642). Рост смертности по сравнению со средним значением за апрель в 2010-2019 годах составил 20 %. К слову, превышение реальной смертности над опубликованными данными по умершим от коронавируса наблюдается много где, например, в Париже разница некоторое время назад была примерно в два раза.
А затем, конечно же, открыл данные за июль-август 2010 года. Я слышал, что тем летом смертность в Москве была ощутимо выше обычной, но не знал, что в открытом доступе имеются данные о смертности по месяцам для отдельного города. Выглядит впечатляюще, что и говорить.
23 кб
В цифрах: смертность в июле 2010 года оказалась на 44 % выше, а в августе — на 50 % выше, чем в среднем за соответствующие месяцы в 2010-2019 годах. Включая сам 2010 год. Если признать его аномалией и не включать в расчёт среднего, то превышение составит 51 и 59 %. Вот такое вот лето (забавно: ввёл эту фразу в поисковик, и нашлась заметка именно про лето-2010).
И третье наблюдение. Если по сравнению с другими апрелями нынешний является аномальным, то в общей картине пик на 11846 смертей не выглядит особо выдающимся. В декабре 2016 и январе 2017 в Москве умерло больше людей, хотя с поправкой на число дней в месяце апрель 2020-го всё равно лидирует. Причиной этого зимнего пика, возможно, является эпидемия гриппа (любопытно: тему завели в феврале 2015 года, а в феврале 2017 года закрыли; соответствующий тег тоже заброшен весной 2017-го). На размер эпидемии того сезона указывают и данные о превышении эпидемического порога по сравнению с другими годами. А вот согласно работе Карповой и коллег, куда более опасной была эпидемия годом раньше (в том числе по числу умерших — аж 309 на 59 городов страны).
Чтобы уменьшить число возгласов «ну я же говорил, не опаснее гриппа», отмечу, что эпидемия только набирает обороты. В течение всего апреля наблюдался рост смертности по официальным данным, и за последнюю неделю месяца умерло 333 человека из 642. В мае за первые десять дней от вируса умерло 750 человек, и в конце месяца можно ожидать 2300 смертей только по официальным данным. И при сохранении пропорции — примерно на 7000 больше зарегистрированных смертей, чем в мае 2019-го: 17 тысяч против десяти. Когда данные за май опубликуют, я дополню запись.
Дополнение от 03.06. Прежде всего, исправлю ошибку, которую я допустил выше. 750 человек — это количество умерших от коронавируса не в Москве, а по всей России, и не за 10 дней, а за 9. Да, вот так я иногда промахиваюсь. В Москве за 1-10 мая умерло 466 человек, соответственно, ожидать можно было не 2300 официально умерших от коронавируса за май, а 1445. И при сохранении пропорции между данными по смертности вообще и по смертности от коронавируса, можно было ожидать не 17 тысяч смертей в мае, а 14,5.
Теперь собственно дополнение в связи с публикацией полной статистики по умершим от вируса в мае. В Москве количество умерших от коронавируса составило 1895 человек. Это на 30 % больше, чем те 1445, которые ожидались в середине мая при сохранении ситуации (за первую декаду мая тренд был восходящий что по Москве, что по России в целом, но если в обоих случаях добавить три последних дня апреля, то вполне ровным, и я по большей части ради упрощения, но также из оптимизма предположил, что он таким и останется до конца месяца).
И если предположить, что та самая пропорция сохранится, то можно ожидать примерно на 5593 (1895 × 1980 / 642) умерших в Москве по всем причинам больше, чем в среднем за прошлые годы (9777 человек), то есть 15.370 зарегистрированных смертей. В полтора раза больше, чем в среднем в мае, и чуть больше, чем в печальном августе 2010-го.
Сколько будет на самом деле, узнаем примерно через неделю.
Дополнение от 10.06. Появились данные от Депздрава Москвы — в столице в мае умерло 15.713 человек. Так как это очень близко к рассчитанному мною значению 15.370, пропорция между официальной смертностью от коронавируса и фактической смертностью сохраняется. В том же сообщении департамент указывает, что коронавирус стал причиной смерти 2757 человек; это больше указанных выше 1895 умерших, поскольку Депздрав отнёс к умершим от коронавируса в том числе «спорные, сомнительные случаи». По-видимому, речь идёт о людях с чёткой клинической картиной, но без положительного теста, а также, наоборот, умерших с положительным тестом, но по сопутствующим причинам.
Tags: Москва, медицина, статистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments